07.09.2011 Санкт-Петербург Back

 

Дальше что? Ждем новой комиссии?

    21 и 22 июня на Павловской опытной станции ВИР работала очередная выездная экспертная группа, сформированная Росимуществом для исполнения поручения Президента РФ Д.А. Медведева из представителей Российской Академии Наук, Российской Академии Сельхознаук, Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева, Северо-Кавказского научно-исследовательского института горного и предгорного садоводства, а также сотрудников Фонда «РЖС».

    Основными задачами комиссии стали очередная (уже четвертая!) оценка состояния участков и определение возможности осуществления жилищного строительства на данных территориях без ущерба коллекциям генетических ресурсов растений ВИР, расположенных на Павловской опытной станции.

     В течение одного дня члены комиссии под «руководством» Росимущества и РЖС находились на территории станции и, после короткого обмена мнениями на следующий день, разъехались к местам своего постоянного местопребывания. Правда, всем членам комиссии были розданы ранее разработанные Росимуществом «анкеты-вопросники» (современные IT-технологии в действии!), в которых предлагалось в очень краткой форме ответить на вопросы (да-нет; полная-неполная; удовлетворительно-не удовлетворительно; и т.п.) или вставить циферку в отведенных графах (число образцов; количество м2/га; оценка состояния коллекции; качество ухода и т.п.)

    Получив от экспертов заполненные анкеты-вопросники, «руководители» экспертной группы, очевидно, сами обобщили полученные данные и на их основе составили отчет комиссии, который и направили членам рабочей группы в качестве ее результатов. Без обсуждения. И даже представили проект доклада Президенту страны на двух страницах со своими предложениями. Без обсуждения. Вот такие «демократические» методы работы!

    Итак, согласно подведенным ими (Минэкономразвития?) итогам работы сделаны следующие выводы:

        - перенос травянистых растений возможен при соблюдении технологии пересадки и учета растений коллекции, а также при условии подбора соответствующих земельных участков, удобных в агротехническом отношении для возделывания коллекции;

        - перенос кустарников и деревьев на иные земельные участки затруднен, но в целом возможен при условии оставления дублирующей коллекции на прежнем месте до времени плодоношения перенесенных образцов кустарников и деревьев на новом месте.

        - Правительством Российской Федерации прорабатывается предложение об исключении из общей территории переданных участков, являющихся в настоящее время собственностью Фонда «РЖС», площадей, непосредственно занятых коллекциями либо только насаждениями (деревья, кустарники), находящимися на участке №2.

        - Указанное предложение по урегулированию рассматриваемого вопроса согласовано Минэкономразвития России в рабочем порядке с Фондом «РЖС» (А.А. Браверман). При этом осуществление мероприятий по образованию новых участков и представление соответствующих предложений в правительственную комиссию по развитию жилищного строительства в установленном порядке необходимо поручить Фонду «РЖС».

     По нашему мнению перенос коллекции, о котором говорится в выводах, возможен, но только теоретически. Для практического осуществления этих мероприятии на сегодняшний день необходимы дополнительные и немалые финансовые и материально-технические средства, а также людские ресурсы, которых нет, и вряд ли кто-то готов за эти мероприятия платить в течение 10-15 лет!

     Составители отчета фактически вернулись к бредовой идее создания «агроэкологического ландшафта в жилищном комплексе» на участке №2 по примеру ботанических садов, расположенных в черте города. Трудно себе представить элитный коттеджный поселок и полевой генный банк сельскохозяйственных растений, на котором проводятся агротехнические мероприятия, в том числе регулярные обработки растений ядохимикатами. Кроме того, не надо забывать и об обеспечения гидрологического режима произрастающих на этой территории многолетних коллекционных насаждений. Близкое строительство домов и инфраструктуры элитного поселения недопустимо из-за угрозы гибели образцов генофонда и затопления участков. Всем хорошо известны «современные российские технологии» строительных фирм!

     Нет сомнения, что участок №2 (71,4 га) должен в полном объеме использоваться для выполнения комплекса научно-технических работ по пополнению, сохранению, изучению и рациональному использованию уникального растительного генофонда страны! И это требование согласуется с выполнения международных обязательств России, подписавшей Конвенцию о биоразнообразии (статья 9), требующей от каждой страны осуществления мероприятий с целью гарантированного сохранения генетических ресурсов.

     В то время как многие страны мира, такие как - США, Китай, Корея, Япония, большинство стран Европы, Азии и Латинской Америки ускоренными темпами увеличивают свои коллекции растительных ресурсов для использования в экономическом развитии своих стран и создании конкурентно способной продукции, в нашей стране планомерно разрушается то, что могло бы быть реальной гордостью любого из вышеперечисленных государств.

     Для сохранения существующего национального генофонда культурных растений и его планомерного расширения, с привлечением новых образцов плодовых, ягодных и многолетних кормовых культур, адаптированных к специфическим условиям северо-западного региона, необходимо наличие на территории Павловской опытной станции ВИР не менее 130га пригодных земельных площадей.

     К сожалению, выводы и предложения «руководителей» комиссии Минэкономразвития России, проводимой почему-то при руководящей и направляющей роли Росимущества и Фонда РЖС, не могут удовлетворить ни институт, ни Россельхозакадемию, не говоря уже об отечественной и мировой научной общественности, так как данная проблема касается не только земель Павловской опытной станции ВИР, но и тех земель, на которых осуществляется комплекс деятельности с российскими коллекциями генетических ресурсов растений. В настоящее время большинство коллекций генетических ресурсов растений, входящих в систему Россельхозакадемии, а также собранные и находящиеся в ведении различных российских институтов, оказались незащищенными именно с юридической точки зрения, что позволяет на землях, занятых под ними, создавать элитные коттеджные поселения.

     Когда и кто, наконец, выполнит поручение Президента страны?

    

О Законопроекте

     С целью создания юридической основы для российских коллекций генетических ресурсов, которые являются основой создания продовольствия и ведения сельского хозяйства, и в будущем обезопасить их от посягательства на земли под различных структур, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № ВЗ-П11-8414, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Россельхозакадемией и ВНИИ растениеводства им. Н.И.Вавилова разработало проект Федерального закона «О генетических ресурсах растений и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Главная задача закона - установление правовых основ в области сбора, сохранения, изучения, учета и рационального использования генетических ресурсов растений на территории Российской Федерации и правового режима земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности с коллекциями генетических ресурсов растений.

    К сожалению, проект вышеупомянутого закона слишком долго проходит согласования в заинтересованных Федеральных органах исполнительной власти.

     Он уже пятый раз направляется на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Фонд РЖС. Законопроект согласован с Минобрнауки России, Минрегионом России и Минприроды России. Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст и Фонд РЖС представили замечания по законопроекту. С целью урегулирования разногласий по законопроекту в Минсельхозе России 8 июля 2011 г. были проведены согласительные совещания с представителями вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти и Фонда РЖС. В настоящее время законопроект доработан с учетом поступивших замечаний и вновь направлен на новое согласование.

    Не хочется думать, что кто-то специально тормозит прохождение законопроекта по инстанциям, так как именно принятие закона может поставить все точки над i.

Рейтинг@Mail.ru